27 мая 2012 г.

Святитель Николай Сербский (Велимирович), Епископ Охридский и Жичский. «Миссионерские письма» (1881 – 1956).

































1. Духовная жизнь и есть настоящая жизнь.
2. Прах и тело наше – земля, взятая в долг у земли.
3. Жизнь души, которую ведет и живит Божественный Дух, - вот что такое
человеческая жизнь.
4. Духовная жизнь – это непрестанный труд ради того, чтобы стать
достойным Божественного Духа, Который в нас.
5. Жизнь – дар, дарован нам Вечной Любовью.
6. Тот, кто принимает этот драгоценный дар, должен показать себя
достойным этого дара.
7. Духовная наука – высшая всех наук. Она дана человеку Духом Святым.
8. Трудись и укрепляй в себе веру.
9. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.
10. Вера есть сила духовная.
11. Малая вера не подвигнет ум к размышлению о Боге и сердце на молитву к
Ему.
12. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека.
13. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.
14. Прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смирен -
ным, кротким, послушным, милостивым и благородным.
15. Насмешка всегда от незнания, улыбка – от знания.
16. Нет для Господа молитвы дороже, чем молитва отважного сердца,
окруженного стрелами злобы, ненависти, издевок и насмешек.
17. Жена царя Давида однажды посмеялась над вдохновенной молитвой
своего мужа; и наказал Всевышний дочь Саулову, и не имела она потом -
ков до смерти своей ( 2Цар. 6,23).
18. Сурово Господь наказывает насмешников над святынями.
19. Разве не безумие  -  поклоняться праху, а не Жизнодавцу и Господу?
20. Мороз и ветер не желают дереву добра, но невольно приносять ему
добро. Так и враги наши.
21. Любить врагов – в этом вершина любви.
22. Скорбь за неверующих – одна из наиболее частных проявлений любви.
23. Берегись, чтобы не возненавидеть неверующих.
24. Для всевидящего ока Божия, озирающего землю, мертвых нет.
25. Господь Сам скрыл (пропал без известия) его от тебя, чтобы очистить
скорбью твое сердце и подготовить его к нечаянной радости встречи с
сыном в вечных чертогах Своих.
26. Важно чтобы ты думала не о могиле, а о душе дитяти своего.
27. Вера в Бога украшает человека и помогает ему.
28. Немногие сошли с ума от бедности, больше обезумевших от богатства.
29. Веревка на шее – и потеряна жизнь вечная.
30. Безбожники падают с Иудой и вешаются, а мужественные души с
крепкой верой восходят на Голгофу, чтобы испить чашу горькую и
воскреснуть.
31. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется.
32. Великая любов к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет
уединения.
33. Душа должна украситься любовью ко Христу.
34. «Кризис» - слово греческое, в переводе оно означает «суд». «Милость и
и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь
кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».
35. Как долго продлится кризис?
До тех пор, пока надменные чиновники не признают победу Всесильного.
35. Праведным и милостивым Господь Сам открывает тайны Свои.
36. Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и
глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство,
целомудрие и разврат, Бога и мамону; нет, Я принес меч, чтобы
отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения.
37. Чем же отсечешь, Господи?
Мечем слова Божия; «меч духовный, который есть Слово Божие».
Достаточно отделиться (от родных) душою и не принимать в нее
помыслов и дел неверующих.
Сам Господь три года терпел рядом с Собою неверного Иуду.
Христос пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы.
38. Христос принес святой огонь; Он Сам сиял и светился в Вечности. Этот
огонь истины и любви, огонь чистый, Божественный, огонь от вечного
очага Святой Троицы.
Огонь истины, от которого разливается теплота любви.
Это огонь, которым горело слово пророка Иеремии и который неудержимо
влек его на проповедь Божий истины (23, 29).
Это огонь, что сошел на апостолов в виде огненних языков, просветив
рыбаков, сделав величайшими мудрецами (Деян. 2, 2-4).
Это огонь, которым светилось лицо архидиакона Стефана, делая его
подобным Ангелу Божию (Деян. 6, 15).
Это духовный огонь истины и любви, которым апостолы и их наслед –
ники переродили мир, оживили труп безбожного человечества, омыли,
освятили и просветило его.
Этот огонь подвигнул Христа сойти с небес на землю и подвигает нас
подниматься к небесам.
39. Бог есть огонь созжигающий (Евр, 12, 29) грешников.
39. Лень рождается от чрезмерного принуждения к работам.
40. Пробудившаяся и покаянная душа подобна новорожденному младенцу.
41. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека
совершенным, кроме веры Христовой.
42. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры
сотрудником.
43. Делаешь ли зло, люди могут хвалить, но Господь накажет.
44. Делаешь ли добро, люди могут тебя казнить, но Господь наградит.
45. Есть два рода печали - печаль ради Бога, которая производит покаяние
ко спасению, и печаль мирская, производящая смерть (2 Кор. 7, 8-10).
Печаль ради Бога охватывает человека, когда он вспоминает о грехах
своих, кается и вопиет к Богу.
Печаль святых подобна облакам, сквозь которые сияет солнце утешения.
46. Исповедью ты просветишь и очистишь дом своей души, и войдет в него
свежий и здоровый воздух от Духа Божия.
47. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает
наши души.
48. Добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
49. Праведный Ной проклял потомство Хама, ибо Хам посмеялся над отцом
своим Ноем.
И это проклятие тяготеет и проявляется доныне на черных племенах
хамитов.
50. Нищета духовная – сознание своей полной зависимости от безграничной
силы Божией.
51. Считай скудоумным не того человека, знание которого ограничено, но
того, который хвалится своим знанем.
52. Господь возводит и тогда, когда разрушает.
53. Вера Христова – не ветхая одежда, и не напрасно несет ее человечество.
54. Невидимый Господь ступает рядом с нами (Пс. 15, 80).
55. Свет воскресения Христова открыл всем разумным людям духовный
мир, отечество бессмертных Ангелов.
56. Физический свет не ярче духовного; и тот, и другой явились неслышно
и мгновенно по всемогущей воле Творца.
57. Христос воскрес, чтобы свидетельствовать Собою наше воскресение.
58. Многострадальный русский народ наполнил рай больше чем любой
другой христианский народ на земле.
59. Человек – секунда во времени и миллиметр в пространстве.
60. Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов.
61. Четвертое речение Спасителя на Кресте: Боже Мой! Боже Мой! Для чего
Ты Меня оставил? Только эти слова смогли разрушить єресь, спустя
несколько веков потрясшую Церковь: она ложно учила, что на Кресте
страдало Божество.
Если во Христе пострадало Божество, - значит, Божество во Христе и
умерло. А это невозможно.
62. «Отче! В руки Твои предаю дух Мой»  (Лк. 23, 46).
Сын предает дух Свой в руки Отца Своего, чтобы знали, что Он от Отца
пришел, а не по своей воле, как обвиняли Его евреи.
63. Седьмое речение: совершилось! (Ин. 19, 30). Совершилось и запечатано
кровью и смертью Божественное дело единственного истинного Мессии.
Завершилось страдание, но жизнь только началась. Отныне и до века
последнее величественное дело – победа над смертью, воскресение и слава.
64. Пронзены руки Господа ради того, чтобы все руки исцелились от греха;
пронзены ноги Господа, чтобы все ноги отвратились от грешных путей;
пронзены ребра Господа, чтобы все сердца очистились от грешных
желаний и помыслов.
65. Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой;
которой омыт род человеческий и земля освячена.
66. Великая Пятница – день памяти величайшего преступления, которое
когда-либо совершилось под солнцем.
67. Предводитель небесного воинства, Спаситель и Господь наш Иисус
Христос, возглавил главную битву и одержал главную победу.
68. В Субботу мы переживаем всю полноту страданий Господа нашего,
воєдино собираем все муки Его и ждем Воскресения, как облегчения,
отдыха и избавления.
69. Христос сошел во ад, чтобы явить Себя и Свое Евангелие тем, кто умер
до Его пришествия, чтобы взять под Свой покров все поколения челове -
ческие – ушедшие, нынешние и будущие, всем принести истину, всем
дать спасение.
70. Европейцы умеют смеяться, но не умеют радоваться. Радость восточных
людей без смеха – особенно возвышенная, духовная радость.
71. Святость – от Господа нашего Иисуса Христа, от Его святой веры.
72. Господь дал человеку неограниченные возможности верить и ограни -
ченные – знать.
73. Вечное благое бессмертное житие и Царство обещаны не знанию, а вере.
74. Вопросом Филиппу: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?»,
Христос открывает тайну вере, а не знанию.
75. Всякий сын в своем отце еще до рождения и всякий отец в сыне после
его рождения.
76. Уголь в пламени, а пламя в углях.
77. В возвышенных помыслах благородное желание, а возвышенные
помыслы в благородном желании.
78. Душа матери целиком наполнена сыном, а душа сына – матерью.
79. Каждый, кто нас любит, носит нас в сердце и уме, а тот , кого мы
любим, в нас живет.
80. Говоря о любви ко Христу, апостол Павел говорит: уже не я живу,
но живет во мне Христос.
81. Христианский путь познания – любовь.
82. Если хочешь познать небесные тайны, люби Бога всем своим сердцем,
всей душой, всеми помыслами своими, и Господь вселится в тебя, и
будешь в Боге, а Бог – в тебе.
83. Развратная жизнь – неизбежное последствие неверия.
Безумие неминуемо поражает отпавших от Бога.
Нельзя отречься от Бога и не обезуметь.
84. Причастие, для умирающего человека, важнее любых поминок.
85. Сущность монашества – очищение ума от злых помыслов.
86. Сатана согрешил помыслом гордыни.
87. Злые помыслы – семя всякого зла.
88. Господь сеет добрые помыслы в душу человека.
89. Вавилон – царство диавола, а младенцы – злые помыслы.
90. Савва Неманич 1-й, святитель Сербський (+ 1237); в 17 лет на Афон.
91. Каждый пачкает себя сам, но никто не может очистить и исправить
себя без Духа Святого.
92. Сошествие Святого Духа на Господа в Иордане в виде голубя было
указание на то, чем Господь обладал: незлобие, чистота и кротость.
93. Сошествие Святого Духа на апостолов, в виде огня, для того, чтобы
изъять грех, немощь, боязнь, и душевную нечистоту, и даровать силу,
свет разума и тепло любви.
94. Умались до праха пред величием Бога Всевышнего.
95. Когда Дух Божий воцаряется в наших душах, тогда прекращается все,
что от нас, и приходит все, что от Бога.
96. Безбожник, ненавистник и гонитель истины Божией хулит Святого Духа.
97. Самоубийца, возненавидевший жизнь и убивающий ее в себе, хулит Духа.
98. Дух Святый назван Духом истины и жизни Подателем.
99. Кто, отрекаясь, высмеивает истину, он отрекается от Духа Святого
и высмеивает Его.
100. Когда в человеке нет воли ко спасению, Бог не хочет насильно спасать его.
101. Простить грешнику грех – значит вернуть ему всю полноту жизни, заново
даровать ему жизнь.
102. Смертный грех – безумный бунт твари против Творца.
103. Ты, Господи мой, неведомый, сокрытый и невидимый, управляешь
составом (поездом)  жизни нашей Святым Своим Духом.
104. Бог – Машинист Вселенной.
105. Униатская секта основана на стремлении не к истине, а к уравниванию
всех религий мира.
106. Мир не распнет на кресте того, кто мирит истину с ложью, свет с тьмою
и добро со злом.
107. Мир распял Христа, ибо Он не уравнивал, не смешивал, не полемизировал
с истиной.
108. Униатам важна не истина, а равенство.
109. Три Лица – одна Личность.
110. Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу.
111. Дух Святый – истинный Папа Церкви Христовой от начала и до конца
времен, без изменений и перемен, без дискуссий и выборов, без пред -
шественников и наследников.
112. Апостолы признавали Духа Святого своим Верховным Главой – «угодно
Святому Духу и нам» (Деян. 15,28).
113. Всеблагий, всемогучий, и всеведущий Дух Святый всем руководит, все
укрепляет, все вдохновляет – и церковь, и государство, и просвещение.
114. Кладбища служат народной гордостью, источником вдохновения,
паспортом села или города.
115. В Царстве Божием множество тех, кто был беден на земле, но ни
одного из тех, кто сознательно лишил себя жизни.
116. Прошение без всякой нужды – кража.
117. Потеря, -  когда кто-то был человеком, а стал зверем.
118. Никого не называй счастливым, пока не увидишь, как он будет умирать.
119. Великие святые и праведники чувствовали присутствие Божие в
движениях мысли и сердца.
120. «Полиелей» - многая милость.
121. Врата тьмы! Как пройти через узкие врата.
122. Тех, кто был милостив к творениям, и Творец помилует.
123. Безумие умножается, когда человек имеет только одну добродетель,
а в остальном грешит.
124. Кто живет только тем, что видит и чувствует, без контроля над чувствами
и без разума, тот имеет безумную душу.
125. Гордости и славы Израиля, храма Соломонова, сегодня не существует.
126. В мире все не объяснимо без Бога.
127. Христос и для того и сошел на землю, чтобы протянуть тебе руку и
познакомить с Творцом.
128. Не следует желать внезапной смерти – следует быть готовым к ней,
когда бы она не наступила.
129. Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели:
наказание грешника и назидание другим.
130. Как воины Пилата в насмешку признали Господа Царем, так и Ирод
признал Его Человеком невиновности.
131. В смертный час, каждый из нас явится в своем истинном свете и в своих
собственных одеждах.
132. Забывающий о Боге берет на себе Божии заботы.
133. Мир развивается по логике, которая неподвластна ни нашим расчетам,
ни нашим калькуляторам.
134. Кто желает бессмертного поминовения в вечности, тот евангельского
духа ищет.
135. Кто хочет своему имени на земле, тот тщеславится.
136. Мысль о Промысле Божием приносит человеку мудрость и блаженство.
137. Душа – наибольшее сокровище на земле, нуждается в наибольшей заботе.
138. Ожидание смерти очищает совесть и понуждает ко всякому добру.
139. Подобно тому как сила электричества струится по проводам, так и сила
Божия струится к нам через святых.
140. Хулители Божий Матери рыдают от мук на одре смертном.
141. Силы-знамения и чудеса Божии, через святые иконы, Крест, молитвы.
142. Почему Господь сказал Жено, а не Мати?
Чтобы в тот миг подчеркнуть разницу в Их помыслах.
143. Апостолу Петру Господь сказал: «отойди от Меня сатана…»
144. Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам,
чтобы береглись материализма и в теории, и в приктике, в мыслях и в делах.
145. Языком согрешаем, а сердцем каемся.
146. Доброе или злое слово, которое мы произносим явно или тайно, в
мыслях, чувствует вся вселенная, чувствует и Творец чувств.
147. Никто, кроме святых, не может слышать похвалу без вреда для себя.
148. Много больше душ погибло от мирской славы и похвал, чем от
поруганий и презрения.
149. Самоубийцы не наследуют Царство бессмертной жизни и вечной милости.
150. Сам Отец Небесный определяет меру страдания; и Он знает меру терпения
каждого.
151. Принимай поношения не как поношения, а как ордена и награды.
152. Бог не скрывается от человека.
153. Грешный человек скрывается от Бога, скрывается и прячется, пока совсем
не потеряет Его из виду.
154. Природа противится отрицанию Бога и своим обожателям.
155. Никто в роде и народе не прославился, кроме тех, кто Бога прославил.
156. Бог непостижим в Своей мудрости, дивен в Своей милости.
157. Христианская вера – духовная матерь всех христианских народов.
158. Гонимые переживают гонителей.
159. Православная вера исповедует не только труд, а труд со страхом Божиим,
и милосердие, и братолюбие.
160. Закон Христов – камень краеугольный, скала спасения.
161. Обет – обещание, которое человек дает Господу из благородности или за
свои грехи.
162. Истинное богатство – богатство веры и твердое упование на Бога, -
богатство милосердия и сострадания, истины и братолюбия.
163. Иго означает служение, а бремя означает страдание.
164. Христос служил праведным и грешным, слепым и прокаженным,
бесноватым и расслабленным. Служил с любовью.
165. Христос открыл людям спасительную истину о Боге живом, Родителе
и Промыслителе, о вечной правде Божий, о ничтожности смерти и о
воскресении из мертвых.
166. Жизнь земная – служение и страдание, а не забава и наслаждение,
преддверие Рая,а не рай, странствие, а не пристань.
167. Без искренней и твердой веры в Бога живого нет мужества.
168. Для того, кто Бога боится и народ любит, смерть – ничто.
169. С крепкой верой всегда соединяется дисциплина и преданность.
170. Премудрый жаждет разговора о Творце мира, а тщеславный о себе.
171. Настоящие люди заботятся о том, чтобы их жизнь принесла достойные
плоды, а не о славе и похвале соседей.
172. Жизнь настоящего человека всегда связана с небом и вечностью.
173. Кто от всего сердца желает исправить заблудшего человека, тому Сам
Господь помогает.
174. Сокрытые грехи растут и множатся, а когда выносятся на свет,
задыхаются и гибнут.
175. Господь наш – Господь милости и доброты, Он всем желает спасения.
176. С тем человек предстанет на суде, пред Богом, что при жизни носил в
душе: если грех – с грехом, если правду – с правдой.
177. Бог и правда – две главные ценности в этом мире.
178. Отчаяние – плод маловерия.
179. Уединение – пробный камень: испытайте свою веру в уединении.
180. Верующий в уединении ощущает прилив сил и радости.
181. Божественный огонь любви, сошедший со Христом с небес на землю,
мог бы угасить только огонь, который сильнее огня Божественного.
182. Блаженство – счастье в высшем смысле.
183. Пост – это жертва, безмолвие – самоуглубление, а молитва – вопль к Богу.
184. Христиане, это – новый, крещенный Израиль.
185. Что для нас пещера Его, если не пощечина нашему тщеславию и не
вечное свидетельство Его величия?
186. Вечность не имеет границ, и потому Рождающийся от Вечности – Вечен.
187. Сын Божий той же природы, что и вечный Отец Его.
188. Человеку, не имеющему любви, не откроется и мудрость.
189. В исследовании вечных небесних таин необходима мера и смирение.
190. Бог обитает выше всякой твари, но может Светом Своим войти всюду,
где открыто Ему.
191. Если кто-то отвергает Бога, поносит Его в мыслях и говорит против Него,
Того оставляет Он.
192. Если человек упорствует в неверии до конца и не кается, тогда Бог
попускает бесам вселиться в него.
193. Бог действует внутри человека двояко – помогая и господствуя.
194. Помогая, Бог действует в человеке маловерном, который иногда
вспоминает о Боге. Бог не оставляет его, ибо и он старается держаться Бога.
195. Господствуя, Бог действует в человеке великой веры, широко открывшей
ему врата своей души.
196. Бог есть Дух, Который Своей силой и волей может проникать всюду.
197. Не место делает человека значительным, а человек – место.
198. Горы: Вифлеемская, Искушений, Голгофская и Елеон – для вечного
свидетельства о пребывании Бога на земле.
199. Мучениками и исповедниками являются все православные народы.
200. Мир на земле – дар Божий.
201. Евангелие Христово по сути своей является единственной на свете
наукой о мире.
202. Мир есть следствие добродетели.
203. В семье, где прославляется Бог, где царит благочестие, разговоры о
мире не ведутся, ибо мир существует в ней сам по мебе, от доброде -
тельности.
204. Как крышу нельзя покрыть раньше фундамента, так и мира не достиг -
нуть прежде добродетели.
205. Основание и вдохновение всякой добродетели для нас, христиан, есть
Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
206. О Боге свидетельствует порядок и мера, число и Божественная гармония
всего тварного мира.
207. Свидетельствуют разум и совесть всех святых и праведных душ.
208. Для тех, кто желал и очами видеть Бога, и ухом Его слышать, исполнил
Он желание их, явив Христа. И видели, и слышали, и новой жизни
исполнились.
209. Близок час смертный, а там, по смерти, - Суд Божий о том, как мы,
свидетельствовали о Боге.
210. Как попугай, который быстро проговорит все, что выучил, так и мир
сразу показывает все свои «наслаждения», а потом клюет и бьет
немилосердно.
211. Монашество – это таинственное обручение души со Христом.
212. Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в
духовном же – на оборот: вначале – горечь, а потом – радость.
213. Нерасторжимая общность с Богом приносит благословение, а обпаде -
ние от Бога – лишение благословения.
214. Образован тот, кто несет образ, то есть хранит честь.
215. Кто чести не имеет, образованным быть не может.
216. Характер постоянен и зависит от воли человека.
217. Избрание королевы красоты не что иное, как искусно прикрытая
торговля белыми рабами.
218. Красота ведет к надменности, а надменность – престол, с которого
неминуемо срываются в адскую бездну.
219. Тому, кто далеко зайдет по тропе диавольской, трудно вернуться назад.
220. Насколько возрастает ненависть к соблазнам, настолько возрастает
любовь к Богу.
221. Неверующие боятся смерти, ибо видят в ней уничтожение жизни.
222. Святые боялись не смерти, а Суда Божия после смерти.
223. Кроме Сына Божия, никто ничего не знает ни о смерти, ни о том, что
нас ждет после смерти.
224. Страх смертный не прилепляется к прилепившихся ко Христу.
225. Нечистые не узрят Бога и жизнь истинную на небесах.
226. Кого «благословляет» кабак, того проклинает дом.
227. Когда человек очищается покаянием от всякой скверны, в его душу сходит
свыше сила Духа Божия и тогда душа чувствует Царство Божие внутри себя.
228. «Да приидет Царство Твое», то есть, да вселишься в нас Духом Твоим
и воцаришься в душах наших, как в Своем Царстве.
229. Покаяние – начальное слово Евангелия.
230. Сначала мир с Богом, и потом лишь мир с людьми.
231. Придет Христос вновь, чтобы завершить эту вселенскую пьесу, которую
Сам когда-то начал.
232. Во Христе человек выше звезд и сильнее всех созвездий.
233. Не дни делают нас нечистыми, а мы сами себя.
234. Сербы пострадали на Косовом поле не из-за злосчастного вторника, а
из-за злосчастной знати.
235. Грех приносит беду.
236. Все дни Божии чисты и невинны.
237. Подчини каждый день службы на пользу твоей души.
238. Если нет всесильного Бога живого, Который сильнее смерти, тогда
единственный всесильный бог – смерть.
239. Те, кто отпал от вечного Жизнодавца в этом мире, будут отлучены
от Него и в мире ином.
240. Не верно говоришь: «Нет Бога». Вернее сказать: «У меня нет Бога».
241. Больной говорит: «Нет на свете здоровья».
Слепой говорит: «Нет в мире света».
Нищий говорит: «Нет на свете золота». «У него нет золота».
Злодей говорит: «Нет на свете доброты».
242. Если и при последнем вздохе скажешь, что не имею Бога, тогда и Бог
отойдет от тебя.
243. Тяжкие страдания претерпел Господь Иисус Христос, чтобы спасти
людей от ложных богов, от ложных спасителей, от всех темных сил,
действующих через этих ложных спасителей.
244. Господь – скорый помощник тем, кто с кротким сердцем и крепкой верой
только к Нему прибегает.
245. Кто молится и бесам и Богу, останется без помощи.
246. Когда Бог благословит, тогда и пятью хлебами нетрудно накормить
пять тысяч.
247. В двух Своих заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать
людей при условии, что они будут слышать Его.
248. Христос дал нам право называть Его Отца нашим Отцом.
249. В наше время очень многие говорят о равенстве всех религий: об этом
говорят маловерные.
250. Как христианин, вы можете пожертвовать для иноверного и имением и
жизнью, но истиной – никогда, ибо она существует не зависимо от вас,
она не принадлежит Вам.
251. Господь вознесся из Свеого земного царства в Свое Небесное Царство.
252. Ориген был образованнейшим человеком своего времени. Вооруженный
всесторонними знаниями, светскими и богословскими, он дерзнул испытывать 
тончайшие духовне тайны и – впал в заблуждение. Церковь осудила 
 его ложное учение.
253. Святой Симеон юродивий, преподобный (+ 590), Палестинский  сказал
о нем: «Ориген… зашел в море, не мог из него выйти и потонул в голубине».
254. Благословляя ближних своих, и только благословляя, мы сможем духом
вознестись к небесам.
255. Благословением мы себя возносим, а проклятием низвергаем.
256. Спаситель мира, завершив Свое земное служение, вернулся в Свою
Небесную столицу. Вознесся в Царство Небесное, из которого сошел
Как Господин, как Царь, как Врач, как Родитель и как Искупитель и
Освободитель.
257. Вознесся на Небеса воскресшим Телом Своим, но Духом остался в Церкви,
пребывая в Ней и до ныне, и будет пребывать до скончания века.
258. Те, кто отрекся от веры, захлебнулся в волнах суеверия.
259. Кагда дельфийские прорицательницы объявили Сократа мудрейшим
человеком, Сократ, признав это, ответил: «Воистину я мудрее других,
ибо знаю, что ничего не знаю».
260. Защищай Божие достоинство, а Господь защитит твое.
261. Божие достоинство защищается хранением и проповедованием правды Божией
262. Кресты носим, Бога просим: Господи, помилуй! Господи, помилуй!
Господи, помилуй!
263. Крестный ход – это духовный боевой поход против бесовского зла, а
народ, идущий крестным ходом, - воинство Христово.
264. Никто другой не мог очистить сердца и изменить мир, кроме единого Бога.
265. Нет битвы тяжелее, чем та, которую человек ведет один на один с
самим собой.
266. Должно нам молиться о том, чтобы Создатель даровал нам
Духа Своего Святого.
267. Бог – Господин времени и вечности.
268. Страшный Суд – Божий день; - день победы Божий истины и правды.
269. Если все Христиане - священники, то в таком случае можно было сказать,
что все христиане – апостолы.
270. Есть одно достоинство выше священнического, которое доступно всем
верным, это – святость.
271. Апостолы называли святыми всех настоящих христиан.
272. Истина и справедливость, доброта и незлобивость, кротость и скромность,

чистота и благочестие, боголюбие и братолюбие – одеяние души.
273. Нечистые одежды порока – чревоугодие, пьянство, сладострастие,
распутство, ссоры, зависть (Рим. 13, 13).
274. Господь оставил покаяние для спасенья (Деян. 11, 18).
275. Кто воистину устыдится своих греховных дел исповедуется и покается
тот снова облечется во Христа.
276. Наше зеркало – Иисус Христос. Самый чистый, самый светлый, самый
прекрасный.
277. Беда в России произошла не по грехах русского народа, а по грехах
части русской «интеллигенции», точнее из-за  иудействующей русской
интеллигенции ( 1762 – 1796).
278. Во времена легковерной царицы Екатерины русская интеллигенция
стала раскалываться на два лагеря.
Вольтера, богоборца, почитала своим наставником.
279.  Чудом над хлебами Христос хотел явить неограниченную силу
духовного мира по отношению к материальному, пассивному и бессильному.
280. С духовной точки зрения, порождение сатанино, все те, кто, потеряв
из вида бессмертное Царство неба, единственную цель и единственное
достояние человеческое, ищет исключительно земного.
281. Не может быть конечной цели человека там, где царствует смерть.
282. Рука сатаны не коснется души русского народа.
283. Иудейскую Библию отвергли иудействующие.
284. Педагогическая наука и у нас, и во всех христианских странах, должна
совпадать с Христовой наукой.
285. Померкнет и больше никогда не засияет солнце и явится светлый знак
Сына Человеческого и воссияет навеки.
286. Каждый человек – господин и хозяин духовного сокровища, которое
находится в его душе.
287. Рабами называет нас Господь потому, что мы пользуемся в этом веке
сокровищем, заимствованным у Господа.
288. Верный и мудрый раб – царь или священник, родитель или учитель -
постоянно живет ожиданием Господина свого т.е. Христа.
289. Крест – знамение победы любви, прошедшей сквозь страдания.
290. Святая вода очищает и означает чистоту духовную и телесную.
291. Господь заповедал нам молиться для того, чтобы в лучах молитвы
наши души росли, возвышались, ширились и созревали.
292. Запах смерти носят в себе те, кто далек от познания Христа, кто
отвергает Христа или восстает на Христа.
293. Запах нашей души распространяется в зависимости от конечной точки
нашого видения: если это гроб, то запах смерти, если это Бог живый и
Царство Небесное, то благоуханние жизни.
294. В нынешнем водовороте бесконечных перемен неизменной остается
Только Церковь Христова: стоит она, как скала в море, о которой
разбиваются все волны.
295. Духовное золото всегда можно превратить в бумагу, но бумагу не
легко превратить в золото.
296. Настоящие паломники Гроба Христова и есть настоящие орлы Христовы.
297. Разум, просвещенный верой у верующих и помраченный безверием у
неверующих.
298. Когда люди ищут хлеба, как первое и главное, не дается им, чтобы
поняли,что они люди, а не животные.
299. В бешенной ярости зарычат обезумевшие грешники: - «Евреи убили Христа,
обманщики при жизни, а наш прогресс убил Христа, обманщика после
смерти».
300. Христос открыл новый и безграничный мир – Царство Небесное.
301. Своими возвышенными творениями народ свидетельствовал о существовании 
Бога и Его промысла.
302. Мудрость народа не от народа, а от Бога.
303. Без Бога песня не поется, без Бога дом не строится, без Бога кружева
не плетутся…
304. Обеспеченность при праздности – гарантия гибели души и разложение
личности.
305. Служением достигается настоящее господство, сияние души и красота
характера.
306. Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся
на плечи потомков.
307. Кто в уме и сердце отвергает Бога, помрачается и умом и сердцем.
308. Каин должен был остаться жить, чтобы выросло несколько поколений,
которым он сам свидетельствовал о своим преступлении.
309. Презирающий Евангелие, презирает собственную жизнь.
310. Упражнение в преданности воле Божий важнее всех наших духовных
упражнений.
311. Молитвой мы признаем свою немощь и силу Божию.
312. Люди, не знающие молитвы возвышают себя и унижают Бога. Это
свойственно немолитвенным людям.
313. Где нет молитвы, там царит гордость.
314. От малейшего укора гордость превращается в отчаяние.
315. Разумный человек всегда кроток.
316. Кроткий в кротости стяжает разум.
317. Когда смиренный человек ищет помощи у людей, на самом деле он
ищет ее от Бога.
318. Господь помогает опосредственно или непосредственно, или сразу, без
помощи людей и предметов, или с помощью людей и предметов.
319. Во всяком случае помогает только Бог, и никто другой.
320. Во Христе явилась любовь Божия к человеку.
321. Через Христа открылась человеку воля Божия, т.е. то, что Господь
ждет и хочет от людей.
322. Христос явил действие Божие в мире и в жизни человека.
323. Христос открыл и суд Божий делам человеческим, и, то, как Он будет
судить мир в конце времени.
324. Церковь ничего не приписывает случайности или слепой фатальности,
но все объясняет Промыслом Всесильного и Всевидящего Господа,
исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов
и действий человека.
325. Само слово «судьба» происходит от слова «суд» - суд Божий.
326. Судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная
и немощная, как человеческая, а активная и решающая.
327. Судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя,
Который всему знает причину.
328. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.
329. Рождество – Благой день из-за явленной християнам жизни вечной.
330. Пророк Исаия перед царем Ахазом и всем народом произнес: «се Дева
во чреве приимет…» (7, 14).
331. Еммануил – «с нами Бог». По сербки – «Мануйло».
332. «Исаие ликуй», - чтобы напомнить жениху и невесте о чистоте и святости
брака, о Промысле Божием, по которому рождаются дети.
333. Нищии Богом избранны, чтобы испытать сердца богатых.
334. С помощью слабейших Бог хочет спасти сильнейших мира сего.
335. Бог хочет, чтобы все зависели друг от друга и помогали друг другу.
336. Лучшее в мире – доброта и вера.
337. Разница между бунтовщиками против материально богатых и против
богатых духовно в том, что первые хотят отобрать и присвоить,а другие
хотят отобрать и выбросить.
338. Первыми часто руководит нужда, иногда зависть, а вторыми – всегда  одна
только злоба.
339. Злоба питается тьмой неведения и носит свое наказание в собственных
недрах.
340. Если отвечать злому ненавистью, вдвойне его казнишь; если боишься его,
себя казнишь.
341. Помни о Всевидящем и не убоишься.
342. В глазах Церкви богачи – несчастные страдальцы, тяжелобольные.
343. По христианскому учению, человек выше звезд.
344. Покаянием и молитвой человек может изменить свою судьбу к лучшему.
345. Потерянная надежда – потерянная жизнь.
346. «Создатель мой усыновил менят во Христе, а Создатель мой – Царь над
царями, следовательно, и я царь»
347. Все, кто ведет христианскую жизнь на земле, войдут в Царство Небесное
и будут царствовать с Отцом своим, Царем вечным.
348. Враги Христовы, иудейские старшины, были словно трость надломленная
в руках всемогущего Господа, а гнев их как лен курящийся, дымящийся
под ногами Его.
349. Истина хочет быть не только познанной, но, как семя, она хочет расти
и плодоносить.
350. Вы посеяли на ниве своей Божественную истину. Всякая ваша молитва
согревает это семя, всякая слеза питает, всякий вздох взращивает.
351. Господь направляет судьбу народную к благоденствию или к скорбям
согласно благочестию народа.
352. Искреннее, глубокое покаяние может мгновенно изменить внутреннее
состояние человека.
353. Христос плакал из-за тирании  смерти, которая довлела над народом.
354. В Гефсиманском саду Господь горько плакал о всем роде человеческом,
прошедшем от начала до конца времени.
355. Новый человек – это человек, преображенный изнутри, человек с
преображенным сердцем.
356. Любой разумный человек ужаснется и отгонит от себя все безбожные
помыслы, увидев пустую и бессмысленную жизнь безбожников.
357. Товарищ – чужак, случайный попутчик, но не брат.
358. Человек осиротел, ибо если нет родных на небесах, нет их и на земле.
359. Если нет отца, нельзя говорить о братстве, и, как только отрицается
общий отец, неизбежно отрицается и братство.
360. Люди страдают от разобщенности, и больше ни от чего.
361. Блаженны сохранившие верность, ибо они никогда не будут одинокими,
сиротами без Отца и братьев.
362. Единство во Христе – высшее родство.
363. Многие высокоумные философы, не имея истины, думают, что имеют,
и не стараются познать истину, которая только от Христа исходит.
364. Кто отвергнет слово Божие или злоупотребит им, у того отнимется оно
и приумножится у тех, кто уже имеет его и принимает с радостью.
365. Должно иметь духовный центр и нравственный стержень.
366. Над всеми человеческими науками стоит важнейшая из наук – наука
Господа нашего Иисуса Христа: в ней заключены истинное добро, имя
которому любовь, и высшее знание, имя которому – мудрость (Флп. 3,8).
367. Чем больше мирских знаний без святого знания Божией науки, тем
больше вред.
368. Один только Христос может сохранить эрудита от злоупотребления
знанием и богатого от злоупотребления богатством.
369. Христианин – духовное чадо апостолов.
370. Христос хотел добром склонить человека к принятию Царства Небесного.
371. Кто-то ценит человека выше всех сокровищ, а кому-то свиньи дороже
человека.
372. Обычай еретиков и раскольников – внешне казаться милосерднее
православных.
373. Сектанты бесплатными брошюрками расшатывают совесть, подачками
создают в народе раскол, отвергая некоторых от их единоверных братьев.
374. Когда Церковь говорит: «Мир всем!, то это равнозначно тому, как если бы
сказали: Христос всем! Христос со всеми вами! Христос в вас!
375. Богородица может спасать людей от бед и грехов, о чем свидетельствует
опыт Церкви.
376. За Господом, в милосердии, следуют Ангелы. Они неустанно трудятся
над спасением доверенных им человеческих душ.
377. Дети, в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научаться,
но и окрепнут.
378. Слово Божие не дает духовно состариться.
379. Школьное, схоластическое воспитание направлено на то, чтобы как можно
скорее сделать из детей стариков. Из-за этого молодежь переживает
депресию и отчаяние.
380. Європа постепенно возвращается к язычеству, от которого в свое время
отказалась ради света христианства.
381. Дух Божий – Дух Утешитель, приносящий утешение, если же дух не
приносит утешение, а беспокойство и печаль, то дух этот не Божий и
не от Бога.
382. Дух Божий – Дух Истины, Который от Отца исходит, Дух Отца, Дух
отеческий, потому Он благий и радостный. И по радости и благости
узнаем Его.
383. Дух Божий свидетельствует о Христе, утверждает, что Христос – Сын
Божий и Спаситель мира.
384. Человеческий долг состоит не в том, чтобы покориться духу времени, а
в том, чтобы время покорить Духу Божиему, святому, вечному, неизменному.
385. Спасенне наше тоньше волоса: - где наш ум, там и дом;
- мы в этом мире на торжище, чтобы купить здесь нечто благое
и принести домой.
386. Одинок тот, кто не знает Бога.
387. Безбожник ищет людей, чтобы жалить их жалом своего безбожжя и
питаться их болью.
388. Душа без Бога – скорлупа без ядра, пепел без огня.
389. Безо всего можно и безо всех, только без Бога нельзя.
390. Пока человек не убоится и не возненавидит свою страсть, как телесную
болезнь, не сможет исцелиться.
391. Савл обратился в Павла. Павел вышел из самого себя, и стал жить в нем
Христос. Стал жить Христовым рассуждением, Христовой любовью
и творить Христовы дела.
392. Христиане рождаются не телесно, а духовно.
393. Земля ничего не дает без воли Божией.
394. Мы не имеем ничего постоянного на этой земле.
395. Нравственность людей управляет природными стихиями.
396. Состояние природы зависит от состояния человеческой нравственности.
397. «Каково благородие (людей), таково и плодородие.
398. Тихий и кроткий, такова и смерть.
399. Молитвенник с молитвой прощается с этим миром.
400. Настоящие христиане полностью предаются воле Божий.
401. Болезнь посылается для очищения души.
402. Если и судьба, то не от Бога, а по грехам.
403. Два основных условия для спасения – себя постыдись и веру обрести.
404. Ободрив человека мягкими, утешительными словами, мы помогаем
ему подняться и спастись.
405. Когда грешника можно исправить теплом любви, нельзя пользоваться
холодом критики и наказания.
406. Люди бьют Бога хулой и грехами.
407. Дает ли нам Господь, отнимает ли, во всем Он являет нам Свою
милость и истину.
408. Божественная истина открывает нам цель нашего бытия, а дисциплина
духа указывает путь к этой цели.
409. Как только померкнет свет истины в глазах, теряется из виду и путь.
410. Как только кто-то оставляет истину, ослабляет и дисциплина.
411. По бездорожию и распутице скитаются сейчас многие люди, целые
народы, скитаются только потому, что не хотят познать истину.
412. Без возвращения к истине и дисциплине духа гибель неизбежна.
413. Истина побуждает к дисциплине. Многие люди предпочитают ложь,
ибо ложь освобождает от всякой дисциплины.
414. Истина называется Православием, а дисциплина духа – благочестием.
415. Православная вера научила язычников верить в единого Бога; из
не крещенных создала благородный и культурный народ; царства
напитала духом и красотой святости и геройства; воспламенила
сердца многих мучеников любовью к свободе и кресту; была верна
народу; не примирилась с бездушными теориями и разрушением
нравственности народа; это вера – жизни и воскресения.
416. Без Бога и врач нас не исцелит, воин не защитит, учитель не научит,
священник не поможет.
417. При явной молитве должно избегать лицемерия перед людьми, а при
тайной – самооправдания перед Богом.
418. Православные никогда не могли найти взаимоотношения с еретиками ни в
вопросах государственного и общественного устройства, ни в вопросах
семьи и воспитания.
419. Господь хочет, чтобы у Него непрестанно просили добра, и только добра.
420. Когда мы ищем добра, особенно для укрепления веры, для своих ближних,
мы ищем Царства Небесного.
421. Существует вера постыдная, которой постыдятся еретики и сектанты и на
земле, и на Суде Божием.
422. Вера православная – вера непостыдная.
423. Не начало судья концу, а конец – началу.
424. Христианская вера настолько не была похожа на веру еврейскую, что
евреи распяли Христа, Основателя новой веры.
425. Принятие христианства означает полное перерождение человека.
426. Духовное юродство теснее и сильнее телесного.
427. Вся природа есть слово Божие, выраженное в образах и доступное всем,
кто захочет читать.
428. Если бы Римская империя не погибла, погибло бы христианство.
429. Если бы погибло христианство, сохранилось бы идолопоклонство,
сохранилась бы ложь, сохранился бы волчий дух языческого Рима.
430. Дух всегда главное в человеке, в народе, в религии, в культуре.
431. Дух то, что живит, но не всякий дух, а только истинный Дух Божий.
432. Римляне – язычники ценили государство и культуру выше человеческой
жизни, а христианство ценило и ценит человеческую душу выше
государства, культуры и всего мира.
433. Волчье Пилатово царство.
434. Вода живая тесно связана с верой во Христа.
435. Вера во Христа как бы канал, а вода – Дух Божий.
436. Дух Божий – питие животворящее для человеческой души, от Него душа
получает жизнь и радость.
437. Священное Писание открывает, что мир сотворен Словом Божиим, что он
образ и символ духовного мира,духовной реальности.
438. Детей следует учить самому важному, ибо того, чему человек в детстве
научится, он уже не забывает.
439. Когда серце помутится, трудно сделать его чистым и прозрачным.
440. Очень редко пчела ужалит ребенка, девицу или вообще чистого и доброго
человека.
441. К пчелам можно направить человека с ленивыми руками и с ленивым
умом, чтобы научился трудолюбию, умеренности, порядку и предвидению.
442. Самое великое общее самопожертвование показывают пчелы в роении.
443. Роение – это не просто переселение пчел, а жертва, которую нынешнее
поколение приносит поколению будущему, сменяющемуся его. Любовь и
забота о маленьких пчелках, о новом поколении пчел.
444. Пчелы разговаривают между собою, устраивают собрания, поют песни -
веселые и грустные, у них есть свои боевые команды; они издают множество
тончайших, полных смысла звуков.
445. Тертуллиан свидетельствует, что в его времена ни один христианин не
представал перед судом за преступления: христианина судили только за
веру.
446. Почему христиане тех времен были настоящими христианами, а в нашу
время не так?
Потому, что они соблюдали закон Божий, ставя его выше всех законов.
447. Не возможно исполнять закон человеческий, не исполняя закон Божий.
448. Чем моложе и неразумнее, тем реальнее представляется нам видимый мир;
чем старше мы и опытнее, тем менее постоянным и реальным видится он
нам.
449. Чем больше разочарований в этом мире переживет человек, тем более
счастливым можно его назвать, ибо это приводит его к пониманию истины
о непостоянстве мира.
450. Только тот человек может считаться живым, который верит в жизнь
телесную и в жизнь духовную, вечную.
451. Всевышний всегда на страже невиновных.
452. Спаситель мира пришел спасти не только евреев, но и все народы.
453. Подобно тому как невеста готовится  к венчанию с женихом своим,
так и душа каждого христианина должна готовиться к встрече с Господом
Иисусом Христом.
454. Если не можешь узреть Господа, потрудись и почувствуешь Его присутствие
в своем сердце.
455. Люди досадуют на обстоятельства, которые препятствуют исполнению их
планов, но чуть позже они убеждаются, что обстоятельства эти возникли
по таинственному Промыслу Божиему к их пользе и спасению.
456. Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не
попытался их исполнять.
457. Источник с мертвой и живой водой – человек : одной водой он живит,
другой мертвит, одной очищает, другой грязнит. И та, и другая вода текут из
одних уст.
458. На Страшном Суде будешь судим за то, что из твоих уст в этот мир исходит.
459. Не только претерпевшие насильственную смерть считаются мучениками, но
все, кто верно страдал за Христа и Его истину на протяжении жизни.
460. Не христианские народы, не зная евангельского откровения, не знают цели
жизни человека на земле. А цель ее – стяжании Царства Небесного.
461. Евангелие от начала до конца говорит и свидетельствует о Небесном
Царстве как о цели человеческой жизни.
462. Евангелие – книга о смысле земной жизни и о пути к этой цели, но прежде
всего о смысле, ибо сначала надо знать, куда идти, а потом уже как.
463. Внешняя роскошь бывает равна внутренней нищете.
464. Христианство пришло, чтобы исполнить человеческие души богатством
непреходящим, обогатить их Богом.
465. Когда человек повзрослеет, детские желание кажутся ему смешными. Так
же христианам смешна языческая роскошь.
466. Есть нечто, что останется, когда прейдут небо и земля: это праведные
души, обогатившиеся при жизни истиной и добром.
467. Безбожие порождает все худшее, что может быть в человеке: злобу, гнев,
жестокосердие, подлость, мерз ость и грех. Не человек, не животное, а
подобие человека и подобие животного, управляемое таинственным духом
зла. Он одержим идеями «культуры», на которых был воспитан еще в
школе, - культура вместо Бога!
468. Трудись и ревнуй об истине и святыне Божией и возложи свои заботы на
Господа.
469. Господь требует от нас только того, что в нашей власти.
470. Капля молитвы стоит дороже, чем море беспокойства.
471. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией.
472. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но
Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий
473. Когда христианин прощает, он забывает о грехе ближнего и никому не
рассказывает о нем.
474. Одно из величайших зол нашего времени – бесконечное, с утра до ночи,
обсуждение чужих грехов.
475. Простить – значит не просто не мстить, а покрыть грех брата молчанием и
забвением.
476. Крещение – условие спасения.
477. Купи жемчуг евангельской любви, которая дороже всех знаний, и пойди за
Христом Господом.
478. Что было бы, если бы Христос, скажем, из-за Иуды возненавидел всех
Апостолов?
479. Человек остается тем, что он есть, а не тем, что говорят о нем люди.
                                                 Конец и Богу слава.